Новости компании

Поставка тренажера РПТ-4000+5 в АГТУ

В августе 2022 года в Астраханском государственном техническом университете на кафедре «Эксплуатация водного транспорта» установлен тренажёр рыбопоисковой аппаратуры РПТ-4000+5, разработанный и изготовленный ООО КБ морской электроники «Вектор».

Презентация установленного в ФГБОУ ВО «АГТУ» тренажера РПТ-4000+5

Тренажер предназначен для обучения студентов и курсантов факультетов промышленного рыболовства и судовождения методам эффективного управления рыболовными судами, промысловыми механизмами и гидроакустическими приборами при ведении тралового, кошелькового и ярусного лова.

Тренажер рыбопоисковой аппаратуры РПТ-4000+5 изготовлен с использованием базовой конфигурации рыбопромыслового тренажера РПТ-4000 с добавлением пяти дополнительных рабочих мест - имитаторов гидроакустической рыбопоисковой аппаратуры (РПА), работающих параллельно и независимо от основных пультов имитаторов РПА, включенных в состав макета ходового мостика рыбопромыслового судна.

Тренажер РПТ-4000+5 может использоваться как специально подготовленными инструкторами, так и преподавателями учебных заведений, проводящих обучение курсантов и студентов по специальным дисциплинам.

 

Тренажер моделирует движение рыбопромысловых судов, орудий промышленного рыболовства (разноглубинного и донного тралов, кошелькового невода и продольного пелагического яруса), поведение рыбных скоплений и работу судовых радиоэлектронных приборов. Управление судном, орудиями рыболовства и судовыми радиоэлектронными приборами осуществляется с помощью аппаратно-программных имитаторов пультов судового радиоэлектронного оборудования. С помощью системы 3D-визуализации студентам/курсантам в процессе тренировки предоставляется трехмерная визуальная информация (вид из рубки) о надводной обстановке в районе промысла. При разборе упражнений преподаватель может воспроизводить из архива (в реальном или ускоренном масштабе времени) соответствующую визуальную картину надводной обстановки и/или подводной ситуации лова. При этом наблюдение за протекающими процессами лова может осуществляться с произвольных точек пространства, как над водой вокруг судна, так и под водой.

 

Уникальной возможностью тренажера РПТ-4000+5 является динамическая 3-D визуализация работ, выполняемых членами палубной команды в соответствии с действующими на конкретных проектах рыболовных судов промысловыми расписаниями.

 

Тренажёрная подготовка на РПТ-4000+5 обеспечивает:

- приобретение основных практических навыков по управлению судном и орудиями промышленного рыболовства;

- приобретение навыков по настройке траловой системы, кошелькового невода и продольного пелагического яруса;

- освоение методов поиска, обнаружения и контроля положения объектов лова с помощью рыбопоисковых приборов, расшифровки гидроакустических данных, оценки промысловой значимости рыбных косяков, определения скорости и направлении их движения;

- обучение приемам наведения трала на промысловое скопление или косяк рыбы для последующего облова их как в толще воды или у поверхности, так и в донном или придонном слоях.

- изучение типовой последовательности действий по управлению курсом и скоростью судна при замёте кошелькового невода и постановке/выборке продольного пелагического яруса.

 

Для тренажера РПТ-4000+5 разработан комплект лабораторных работ (лабораторный практикум).

Выполнение лабораторных работ должно создать предпосылки для:

- принятия правильных решений по промысловому судовождению при ведении промысла рыбы с использованием трала, кошелькового невода и яруса;

- грамотного комплексного использования всех технических возможностей навигационной и рыбопоисковой аппаратуры, промыслового оборудования и орудий промышленного рыболовства (улучшения результатов промысловой деятельности);

- определения путей снижения времени, затрачиваемого на поиск рыбных скоплений и вывода на них судна для прицельного облова тралом или кошельковым неводом;

- освоения рациональных методов управления судном и орудием лова, в конечном итоге приводящих к повышению уловов тралом и результативности заметов кошелькового невода;

- снижения аварийности промвооружения;

- соблюдения правил навигационной безопасности и безопасности плавания при совместном ведении промысла с другими судами в условиях ограниченной видимости;

- уменьшения времени адаптации судоводителей и мастеров добычи к условиям промысла и, таким образом, более эффективного использования промыслового времени.

Лабораторный практикум ориентирован на практическое закрепление теоретических знаний, получаемых студентами и курсантами по следующим учебным дисциплинам: «Основы морского дела», «Основы судовождения/Рыболовные суда», «Механика орудий рыболовства», «Устройство и эксплуатация орудий рыболовства», «Приборы контроля орудий рыболовства и поиска рыбы». Перечень учебных дисциплин выбран в соответствии с образовательными стандартами по специальностям: 35.03.09 «Промышленное рыболовство» и 26.05.05 «Судовождение», а перечень лабораторных работ составлен с учетом учебных планов АГТУ, КГТУ, КамчатГТУ и Дальрыбвтуза.

 

По указанным шести дисциплинам подготовлено 26 лабораторных (практических) работ. Каждая лабораторная работа сопровождается заданием на выполнение работы, контрольными вопросами для проверки знаний студентов (курсантов). Предложенные контрольные вопросы преподавателями профильных дисциплин могут быть дополнены согласно рабочим программам с учетом глубины изучаемых предметов. РПТ-4000+5 это первый тренажер такого типа, поставляемый с комплектом лабораторных работ. Предложенный перечень лабораторных работ преподавателями учебных дисциплин может быть дополнен или изменен с учетом региональных компонент специальностей 35.03.09 «Промышленное рыболовство» и 26.05.05 «Судовождение».

Комплект лабораторных работ разработан на основе аналогичных работ, ранее разработанных преподавателями учебных заведений Росрыболовства (Мурманска, Калининграда и Астрахани) для предыдущих версий рыбопромысловых тренажеров, поставленных в учебные заведения КБМЭ «Вектор» в период 1998-2010 годов и адаптированных к новой конфигурации тренажера РПТ-4000+5.

 

В комплект технической и эксплуатационной документации на тренажер РПТ-4000+5 входят следующие документы:

Спецификация тренажера ДЛКМ.161458.202 СП

Паспорт на Тренажер рыбопоисковой аппаратуры РПТ-4000+5, ДЛКМ.161458.202 ПС

Ведомость эксплуатационных документов ДЛКМ.161458.202 ВЭ

Технические условия ДЛКМ.161458.202 ТУ

Программа и методика испытаний ДЛКМ.161458.202 ПМ

Общее описание (описание применения) ДЛКМ.161458.202 РЭ1

Руководство инструктора (руководство оператора) ДЛКМ.161458.202 РЭ2.

Руководство обучаемого (руководство оператора) ДЛКМ.161458.202 РЭ3.

План размещения оборудования тренажера РПТ-4000+5 в учебном классе.

Схема электрическая соединений между составными частями тренажера Э4 (ГОСТ 2.701-2008, ГОСТ 2.702-2011, ГОСТ 2.709-89), ДЛКМ.436218.201 Э4

Схема электрическая подключения тренажера к внешним сетям Э5 (ГОСТ 2.701-2008, ГОСТ 2.702-2011, ГОСТ 2.709-89), ДЛКМ.161458.202 Э5

Схема локальной вычислительной сети Э4 (ГОСТ 2.701-2008, ГОСТ 2.702-2011, ГОСТ 2.709-89), ДЛКМ.161462.221 Э4

Схема дистанционного управления электропитанием Э4 (ГОСТ 2.701-2008, ГОСТ 2.702-2011, ГОСТ 2.709-89), ДЛКМ.467451.225 Э4

Регламент технического обслуживания тренажера РПТ-4000+5, ДЛКМ.161458.202 ТО.

 

С тренажером РПТ-4000+5 дополнительно поставлены:

  1. Комплект лабораторных работ – Лабораторный практикум по практической подготовке курсантов и студентов учебных заведений Росрыболовства на тренажере РПТ-4000+5 по специальностям: 35.03.09 «Промышленное рыболовство» и 26.05.05 «Судовождение», на 180 стр.
  2. Описание сценариев лабораторных работ (приложение к руководству инструктора), на 27 стр.

Данные материалы максимально ускоряют интеграцию тренажерной подготовки в учебный процесс, облегчают и повышают эффективность работы преподавателей специальных учебных дисциплин.

Таким образом, предлагаемый тренажер РПТ-4000+5 становится «мостиком» между теоретическими знаниями, получаемыми студентами и курсантами в учебных заведениях Росрыболовства и реальной практической работой на рыбопромысловых судах, ведущих добычу водных биоресурсов.

Приобретенные курсантами и студентами навыки и умения во время работы на тренажере РПТ-4000+5, позволят сократить время их стажировки на судах рыбопромыслового флота России в процессе выполнения промысловых работ, что, в конечном счете, приведет к повышению эффективности промысловых рейсов и снижению себестоимости выловленной рыбы.

СХЕМА ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА

По практической подготовке курсантов и студентов учебных заведений Росрыболовства на тренажере РПТ-4000+5 по специальностям:

35.03.09 «Промышленное рыболовство» и 26.05.05 «Судовождение»

Перечень лабораторных работ на тренажере РПТ-4000+5

Лабораторные работы по дисциплине «Основы морского дела»:

  1. Ознакомление с конструкцией и принципами работы тренажера РПТ-4000+5 (Структура, состав имитаторов судового радиоэлектронного оборудования, назначение и принципы работы судовых приборов).
  1. Ознакомление с принципами работы и практическим использованием радиолокационной станции Bridge Master.

2.1. Проверка моделирования сигналов от береговой черты, судов и других объектов.

2.2. Проверка моделирования сигналов от осадков и функций подавления помех.

2.3. Проверка моделирования сигналов от волнения моря и функций подавления помех.

2.4. Проверка основных функций РЛС/САРП. Проверка возможности взятия и снятия цели с сопровождение и корректности рассчитываемых параметров движения.

2.5. Проверка системы накопления позиций взятых на сопровождение судов.

2.6. Проверка автоматического захвата цели при попадании ее в охранную зону и выдачи соответствующего предупреждения.

2.7. Проверка сигнализации превышения значений времени и дистанции кратчайшего сближения (ВКС и ДКС).

2.8. Проверка режимов движения.

2.9. Проверка режимов стабилизации.

Лабораторные работы по дисциплине «Основы судовождения /Рыболовные суда»:

  1. Ознакомление с пультами управления судном: пультом капитана/вахтенного помощника, панелями управления судовыми сигналами (огнями и знаками), визуальным пеленгатором, пультом рулевого.
  1. Назначение и практическое использование электронной картографической системы и спутниковой навигационной системы.
  1. Определение и расчет диаметра циркуляции, разгонных и тормозных путей судна без трала /с тралом.

Лабораторные работы по дисциплине «Приборы контроля орудий рыболовства и поиска рыбы»:

  1. Изучение методики настройки и режимов работы рыбопоискового гидролокатора SP-70
  1. Изучение методики настройки и режимов работы рыбопоискового эхолота ES-60.
  2. Изучение методики настройки и режимов работы тралового зонда CN-14A.

Лабораторные работы по дисциплине «Механика орудий рыболовства»:

  1. Изучение влияния характеристик распорных траловых досок на геометрические, кинематические и силовые характеристики канатно-сетной части трала.
  1. Изучение влияния характеристик оснастки трала на его геометрические и силовые характеристики.

 

  1. Изучение влияния скорости траления на геометрические и силовые характеристики трала.

 

  1. Изучение влияния схемы кабельной оснастки трала на его геометрические, кинематические и силовые характеристики.
  1. Изучение влияния перетравливания ваеров трала на его геометрические, кинематические и силовые характеристики.
  1. Изучение геометрических, кинематических и силовых характеристик трала при движении судна на циркуляции.

Лабораторные работы по дисциплине «Устройство и эксплуатация орудий рыболовства»:

  1. Приобретение навыков настройки траловых досок для работы на различных горизонтах траления.

 

  1. Приобретение навыков наведения пелагического трала на косяк рыбы.

 

  1. Приобретение навыков замета кошелькового невода.

 

  1. Приобретение навыков облова косяков рыбы кошельковым неводом.

 

Лабораторные работы для курсантов учебных заведений Росрыболовства на тренажере РПТ-4000+5 по специальности: 26.05.05 «Судовождение» (Специализация «Промысловое судовождение»)

 

  1. Ознакомительное занятие на тренажере РПТ-4000+5

 

  1. Настройка и тарировка разноглубинного трала.
  1. Постановка трала. Буксировка трала – траление. Алгоритм постановки трала и наведения трала на неподвижный косяк.
  1. Сравнительная оценка циркуляции судна с тралом и свободного судна.
  1. Сравнительная оценка траектории трала (трактрисы) при быстром повороте судна на заданный угол.
  1. Оценка влияния течения на смещение трала с линии пути судна.
  1. Наведение разноглубинного трала на косяк рыбы в горизонтальной плоскости.
  2. Наведение разноглубинного трала на косяк рыбы в горизонтальной плоскости с учетом течения.
  1. Тренировка по замету кошелькового невода.

9.1. Замет кошелькового невода при совпадении направления ветра и течения.

9.2. Замет кошелькового невода при противоположном направлении ветра и течения.

9.3 Замет кошелькового невода при течении слева от направления ветра.

9.4. Замет кошелькового невода при течении справа от направления ветра.

9.5.Замет кошелькового невода на косяк, который уходит, сохраняя постоянное направление.

9.6. Замет кошелькового невода на косяк, уходящий по текущему пеленгу.